Хлопчатобумажная промышленность
Вслед за хлопчатобумажной промышленностью машины постепенно начали внедряться и в другие отрасли промышленности. Медленнее они проникали на металлургические и металлообрабатывающие предприятия Урала, а также на суконные, льняные и пеньковые мануфактуры, где господствовал подневольный крепостной труд крестьян. Эти предприятия отставали в своем развитии от тех, на которых применялись машины.
Не трудно определить, что в первом тексте преобладает Объяснение, его дополняет Простое сообщение. Во втором тексте объяснение почти отсутствует. В качестве основного приема использовано Конспективное повествование, сопровождаемое элементами простого сообщения.
Теоретическое содержание во втором тексте скрыто в следующих фактах: «В русскую промышленность с 30—40-х гг. XIX в. уже внедрялись машины… в результате чего мануфактуры превращались в фабрики»; «Начиная с 30—40-х гг. XIX в. в России возникали и развивались новые общественные классы…».
Эти и другие аналогичные факты проанализируют ученики, руководствуясь ранее приобретенными теоретическими знаниями.
В заключение рассмотрим Прием образной характеристики. Подобно обобщающей характеристике, он Позволяет излагать сущность исторических явлений и вместе с тем воссоздавать образы событий и выдающихся исторических личностей. Этот прием можно отнести, с одной стороны, к приемам образного изложения фактов, с другой — к приемам раскрытия их сущности.
В школьной практике Образная характеристика чаще используется при изложении типичных черт выдающихся исторических личностей. Существует даже специальная памятка, содержащая правила составления таких характеристик.
Вот пример образной характеристики Богдана Хмельницкого, составленной в соответствии с методическими требованиями башкирским учителем, кандидатом педагогических наук В. М. Антоновым.