Наивысший подъем революции
Вот как учит этому приему ворошиловградская учительница Е. И. Пометун. Приступая к объяснению урока «Наивысший подъем революции. Якобинская диктатура», она предлагает ученикам выделить из объяснения наиболее существенные признаки наивысшего подъема революции и сформулировать их в виде обобщающей характеристики. Перед началом работы вместе с учителем учащиеся вспоминают основные параметры заданного приема, его общие и особенные признаки.
Многолетний опыт убедил учительницу, что с первого раза выполнить заданную работу учащиеся не могут. Они часто подменяют обобщающую характеристику развернутым выводом. Да и вывод у них получается более или менее удовлетворительным только при подготовке домашнего задания с помощью текста учебника.
Приводим запись одного из ответов, сделанную во время проверки знаний и умений учащихся на уроке Е. И. Пометун. Учащийся относится к числу среднеуспевающих:
«С приходом 31 мая — 2 июня 1793 г. к власти буржуазных революционеров-якобинцев начался период наивысшего подъема революции. Возглавляя народные массы, якобинцы под давлением масс провели ряд решительных революционных мероприятий.
Они установили революционную диктатуру — сильную власть для спасения революции от возникшей опасности. Эту власть осуществляли возглавляемый Робеспьером Комитет общественного спасения и Комитет общей безопасности, рассылаемые по стране с неограниченными полномочиями революционные комиссары.
Революционная диктатура проводила свои мероприятия, опираясь на якобинский клуб и его местные отделения в провинциях, на сельские общины и городские революционные округа.
В июле 1793 г. якобинцы полностью и безвозмездно отменили все феодальные повинности, конфисковали у духовенства и помещиков земли, которые начали продавать мелкими участками крестьянам.