Нильская долина
Поскольку учащиеся учатся мысленно видеть образы прошлого при изучении главных исторических фактов уже второй год, некоторым, наиболее сильным из них, удается представить себе обобщенный образ нильской долины. Другие ученики учатся мысленно видеть пейзажные образы на основе карты и картинного описания природы позже.
Обращаясь к классу, учительница спрашивает: «Была ли природа Египта благоприятна для земледелия? Какие условия необходимы для быстрого роста растений?» Так она начинает решать вторую задачу обучения умению читать историческую карту. Учащиеся отвечают, что для роста растений необходимы солнечный свет и тепло, плодородные почвы, вода. Кто-то из учеников догадывается: «Все это было в Древнем Египте».
Учительница поясняет, что древние египтяне сначала занимались охотой и собирательством. Но позже они перешли к земледелию. Египтянам пришлось затратить огромные усилия, чтобы осушить болота, которые образовались с разливом Нила, возделать поля, пригодные для земледелия. Напряженный труд многих поколений египтян привел к тому, что на месте болот и зарослей папируса стали зеленеть всходы ячменя, пастись стада коров и быков.
Далее учительница рассказывает об ирригационных работах египтян. Рисует на доске каналы, шадуфы, поясняет, как египтяне пользовались ими.
Так на первом уроке по истории Древнего Египта учащиеся получают первое представление о приемах чтения карты. Чтобы упрочить это представление, при закреплении и проверке знаний и умений учительница предлагает ученикам воспроизвести работу, проделанную на уроке. Ответы на вопросы и задания учителя помогают ученикам лучше усвоить наглядно-образный картографический материал и полнее понять влияние природных условий долины Нила на жизнь и занятия древних египтян. Учитель использует при этом обратную связь, которая позволяет внести необходимые поправки в формируемые знания и приемы чтения карты.