Поисковый характер
Задание имеет поисковый характер. Для выполнения его первой части ученики восстанавливают в памяти определение понятия «промышленный переворот» и применяют его к анализу излагаемого материала. Эту часть задания учащиеся делают в уме. Но для решения его второй части необходимо избрать адекватный письменный или письменно-графический прием.
Сильные ученики самостоятельно избирают составление конкретизирующей таблицы. Чтобы оказать помощь слабым, перед выполнением второй части задания учительница проводит беседу, в которой уточняет не только форму таблицы, но и признаки, которые надо конкретизировать фактами.
Таблицу учащиеся сильного класса заполняют так же, как и в слабом, имея, однако, дело с необъясненным фактическим материалом.
Усвоив, что для выполнения творческо-поисковых заданий необходимо использовать обобщенные теоретические знания и соответствующие, ранее применявшиеся приемы работы, учащиеся овладевают умением выходить из проблемных ситуаций, самостоятельно анализировать необъясненный фактический материал с позиций теоретического знания. Для развития этого умения Е. И. Пометун использует описанную методику поисковой работы на многих уроках по новой и отечественной истории.
Ознакомившись с процессом и результатами поисковой деятельности сильных, слабые учащиеся пытаются самостоятельно заполнить таблицу для конкретизации каждого теоретического положения обобщающей характеристики. Обучение слабых на опыте сильных дает положительные результаты.
Методика творческо-поисковой деятельности, применяемая Е. И. Пометун, распространена в практике передовых учителей довольно широко. Впервые ее применяют учителя 5-го класса. В старших классах многие используют ее неоднократно. Интересный аналогичный опыт накоплен при изучении Апрельских тезисов В. И. Ленина и фактического материала по истории борьбы за перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую. Опираясь на знание ленинского плана перехода от буржуазно-демократической революции к социалистической, учащиеся с помощью учителя прослеживают на фактах реальной жизни, как реализовался ленинский план, как В. И. Ленин и партия большевиков боролись за переход к социалистической революции в условиях мирного развития революции, а затем, после расстрела 3—5 июля 1917 г. мирной демонстрации, при подготовке к вооруженному восстанию в условиях общенационального революционного кризиса в стране.