Общественные классы
С помощью объяснения учитель детально раскрывает сущность и достоверность исторических событий, явлений, Процессов: выделяет, рассматривает и аргументирует их существенные признаки, связи, закономерности, внимательно прослеживает их развитие, разъясняет причины, следствия и их значение, останавливается на мотивах деятельности участников исторических событий — представителей общественных классов и социальных групп, особенно — выдающихся исторических личностей. Приемом объяснения он подводит учеников к усвоению разъясненных теоретических положений, определений понятий, законов и закономерностей, формулировок мировоззренческих идей. При построении объяснения важно учитывать, что в любом случае оно состоит из двух частей — того, что объясняется, и того, чем объясняется, т. е. включает в себя объясняемые и объясняющие положения. Обычно на первое место ставится объясняемое, за ним следует объясняющее положение, но иногда используется и обратный порядок. При рассмотрении по частям сущности сложных явлений оба положения чередуются несколько раз.
Соблюдение указанного правила помогает избежать при объяснении простых и сложных явлений излишнюю многословность и нечеткость.
Надо помнить, что Объяснение всегда выступает в виде логического следствия и поэтому в нем используются обычно такие союзы: поэтому; так как; потому, что; вследствие того, что и т. п.
Вот как объясняет ученикам 4-го класса путь Н. Э. Баумана в революцию омская учительница, кандидат педагогических наук В. Д. Евсюкова:
«Находясь в карцере Воронежской тюрьмы, с больной ногой — опухоль дошла до колена, Н. Э. Бауман спросил себя: «Ну, а если бы предложили мне начать жизнь снова, избрать какой угодно путь? Пошел бы опять в ссылку, в крепость, по этапам, в этот вот карцер?»—и я ответил себе: «Да, пошел бы!»
Давайте вдумаемся: больной человек, перенесший много невзгод и лишений, считает, что лучшего пути в жизни для него не существует и он готов повторить путь революционера. Почему? Да потому, что Н. Э. Бауман глубоко уверен в необходимости революционной работы для того, чтобы сделать счастливыми тех, кто унижен, голоден и бесправен.