Сильные ученики
Постепенно работа с памяткой приучает учеников самостоятельно, на основе различных источников знания составлять образные характеристики выдающихся людей прошлого. В практике учительницы Г. В. Комаровой преобладающая часть учащихся овладевает приемом образной характеристики на уровне преобразующей деятельности в течение одного учебного года.
Сильные ученики в конце года начинают применять прием в творческо-поисковой деятельности. Все это происходит потому, что в пунктах памятки запрограммированы учебные действия, которые в совокупности составляют формируемый прием. Усвоив последовательность действий, ученики овладевают приемом, который постепенно перерастает в познавательное умение.
Попутно заметим, что главная ценность учебных памяток в том и состоит, что, выполняя роль ориентира, они эффективно содействуют усвоению приемов, посредством которых осуществляется учебная деятельность.
В двух параграфах — настоящем и предыдущем — была прослежена возможная последовательность формирования познавательных приемов и умений на первом этапе школьного обучения истории. Описанные приемы многим учителям знакомы, тем более что часть из них опубликована в методической печати. Но некоторые учителя найдут в них что-то для себя новое, полезное.
Обучение любому приему начинается с сообщения его названия и практического назначения. Эти сведения учитель иллюстрирует примерами того, как используется прием при изучении соответствующего содержания урока.