Учебная программа
Полный перечень исторических карт содержится в учебной программе. Описание их типологии дано в пособии Н. А. Аппаро — вич и Д. И. Полторака. Наиболее обстоятельную характеристику различных типов исторических карт и их учебной нагрузки можно найти в «Методике…» А. И. Стражева.
Каждому учителю важно не только знать типологию исторических карт и их содержание, но также иметь в школьном историческом кабинете полный набор предусмотренных программами карт и, конечно, уметь правильно пользоваться ими в работе с учащимися.
Не останавливаясь подробно на описании типов карт, заметим, что в школьной практике чаще применяются общие и тематические карты. Именно их перечни помещены в учебных программах.
Общими называются карты, на физико-географической основе которых в пределах определенного места и времени отражены все важнейшие события и явления, предусмотренные учебной программой данного курса истории или его раздела. Время и место событий, нанесенных на карту, обычно указано в ее названии. Например: «Российская империя с начала XIX в. по 1861 г. ».
В отличие от общих, тематические карты посвящены изучению локализованных на определенной территории главных событий и явлений некоторых тем школьных исторических курсов. Например: «Завоевания Александра Македонского», «Отечественная война 1812 г.», «Гражданская война в США » и др.
Содержание исторических событий и явлений на тематических картах изображено более подробно, а в художественном отношении более ярко, чем на общих картах. Поэтому Тематические кар— Ты можно рассматривать как средство конкретизации общих карт. Использовать их следует преимущественно на фоне и в сочетании с общими картами. Иногда тематические карты печатаются в виде дополнительных вставок на полях общих карт. Это следует иметь в виду и не упускать возможность использовать при изложении учебного материала, когда это необходимо, обе карты.