Признаки крестьянских войн
Опираясь на знания, почерпнутые из курса истории средних веков, учительница назвала существенные признаки крестьянских войн, чтобы учащиеся могли в дальнейшем пользоваться понятием для анализа фактов. Затем учительница спросила: «Какие вопросы возникают у вас при знакомстве с темой о крестьянской войне? Что надо выяснить, чтобы изучить историю крестьянской войны?» Используя знания по истории средних веков, ученики ответили: «Если речь идет о крестьянской войне, то возникают вопросы: почему война происходила, какие причины ее вызвали? Чем она закончилась? Как проходила? Какие цели преследовали восставшие?»
По заданию учительницы учащиеся читают параграф о первой крестьянской войне и с помощью стереотипного плана находят факты, поясняющие каждый его пункт, а также особенности первой крестьянской войны в России. Поскольку некоторых сведений в учебнике не хватает, их дополняет учительница.
Так Стереотипный план используется в качестве схемы анализа конкретного содержания урока. Анализируя фактический материал, учащиеся перестраивают его в соответствии с логикой и содержанием плана. Это способствует осмысленному усвоению общих черт и своеобразия изучаемого события. Вместе с тем Происходит конкретизация и углубление понятия «крестьянская война».
При изучении крестьянских войн под предводительством Степана Разина и Кондратия Булавина начинается работа по составлению развернутого стереотипного плана. Учительница спрашивает: «Можем ли мы на основании краткого стереотипного плана судить о том, какие конкретные причины вызвали крестьянскую войну под руководством Степана Разина, кто в ней участвовал, как проходила и чем завершилась эта война?» Учащиеся однозначно отвечают: «Нет, не можем».