Целостные образы
В сочетании с указанными средствами и без них для воссоздания относительно статичных исторических образов учитель использует приемы картинного и аналитического описания, чтения описательных исторических текстов из научной, научно-популярной и художественной литературы, из газет, журналов, другой периодической печати.
Иногда вместе с названными приемами словесного изложения применяются приемы педагогического рисования и черчения.
Картинное описание позволяет воссоздавать целостные образы прошлого. Рассказывая, например, о развитии хозяйства в Аттике в VIII—VI вв. до н. э., московская учительница Г. В. Комарова останавливается на наиболее распространенном в Афинах гончарном производстве. С помощью учебной картины «Гончарная мастерская» из серин картин по истории древнего мира, используя прием картинного описания, воссоздается образ типичной мастерской:
«На окраине Афин был расположен квартал, где теснились гончарные мастерские, принадлежавшие афинским гражданам. От греческого слова, означавшего гончарные изделия, весь квартал назывался Керамик.
На картине изображена одна из таких мастерских. На переднем плане — дворик мастерской. Рабы целыми днями готовят глину для изготовления сосудов. В сооруженной посередине дворика яме раб сначала разминает ногами большие комки, затем, налив воду, месит глину, пока она не становится плотной и вязкой. После этого другой раб около ямы продолжает мять глнну руками.