Главные исторические факты
Значительно хуже обстоит дело, если в старших классах есть учащиеся, которых ранее приемам учебной работы целенаправленно не обучали или учили не систематически. Тогда приходится доделывать то, что было упущено — учить учеников приемам и умениям по программам младших и средних классов, вводя постепенно в учебный оборот новые приемы, отвечающие целям и содержанию обучения старшеклассников.
Как уже было отмечено, до перехода в старшие классы главные исторические факты ученики изучают преимущественно в образной и образно-эмоциональной форме с помощью приемов картинного и аналитического описания, образного и сюжетного повествования. Школьная практика показывает, что старшеклассники словно забывают об этих приемах. В их деятельности начинают преобладать приемы, характерные для изучения неглавных фактов: простое запоминание и воспроизведение фактического материала путем информативного сообщения и бесстрастного конспективного повествования.
Одна из главных причин этого заключается в том, что в старших классах многие учителя сами перестают пользоваться приемами образно-эмоционального преподавания. С усложнением учебного материала, с увеличением в нем доли теоретических сведений их внимание смещается в сторону революционного, рассудочного рассмотрения фактов. Нередко на это их ориентируют и курсовые методические пособия, авторы которых, не останавливаясь на приемах преподавания и учения, занимаются главным образом отбором, интерпретацией и анализом фактов, определением исторических понятий и теоретических выводов.