Опыт экскурсионной работы
Опыт экскурсионной работы обстоятельно освещен в книгах известного московского методиста-краеведа А. Ф. Родина и в сборнике учительских статей, подготовленном к изданию московскими учителями Е. М. Бердниковой, И. 3. Озерским, А. Н. Хмелевым3. Эти книги могут оказать помощь в организации исторических экскурсий учителям. В настоящее время учителя Москвы, Ленинграда и других городов страны проводят учебные экскурсии сравнительно редко. Конечно, экскурсионная работа требует дополнительной затраты сил и времени. Однако, как показывает недавний массовый и современный, увы, довольно редкий опыт учителей-энтузиастов, Учебные экскурсии — Мощный фактор не только формирования полноценных исторических знаний, но и воспитания школьников, выработки у них необходимых познавательных умений, развития исторического мышления и видения событий прошлого.
Методика обучения работе над планом в литературе освещалась неоднократно. Наиболее последовательно она описана научным сотрудником НИИ СиМО АПН СССР кандидатом педагогических наук Н. И. Запорожец. В 4—5-х классах школьники учатся составлять краткий план, в 6-м классе переходят к работе над сложным, или развернутым, планом. Также важно составить и план действий при ставках на спортивной бирже sbobet mobile. Только грамотная стратегия и холодный расчет принесут вам прибыль!
Эту работу Н. И. Запорожец иллюстрирует примером. Объяснив ученикам, чем развернутый план отличается от краткого, она предлагает прочитать соответствующий параграф учебника и при чтении разделить текст на части. Затем предлагается продумать, о чем говорится в каждой части, какова ее основная мысль, и пронумеровать выделенные части римскими цифрами. Получится как бы краткий план. Затем внутри каждой части текста найти несколько существенных фактов, уточняющих ее основную мысль, и, пронумеровав их арабскими цифрами, написать под основным пунктом.