Методические трактовки
В рекомендуемых книгах проблема выделения и изучения главного решается с несколько иных позиций. Прочтение книг позволит не только сравнить методические трактовки важной проблемы, но и расширить представление о проблеме в целом.
Важным показателем главных исторических фактов является также и то, что Они могут изучаться как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне учебного познания. При рассмотрении главных фактов на обоих указанных уровнях успешно реализуются их образовательные, воспитательные и развивающие функции.
Вспомним слова В. И. Ленина: «Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов, ибо коммунизм превратится в пустоту, превратится в пустую вывеску, коммунист будет только простым хвастуном, если не будут переработаны в его сознании все полученные знания» .
Все остальные сведения — планы царского правительства, интересы Англии, Франции, Австрии — они подчиняют разъяснению и конкретизации главного — восточного вопроса и, таким образом, самостоятельно главными не считают.
Учителя делают иногда акцент на изучении обострений в международных отношениях по вопросу о Ближнем Востоке в середине XIX в., оставляя восточный вопрос в тени.
Очевидно, первый вариант является более оптимальным. Учительский опыт показывает, что детальное и недостаточно связанное с признаками восточного вопроса изучение международных отношений перегружает учащихся. К тому же этот материал, не будучи подчиненным рассмотрению основных признаков восточного вопроса, быстро забывается, так же как и о сущности восточного вопроса, не конкретизированный соподчиненным изучением международных отношений.