Гончарный круг
На гончарном круге, который раб вращает руками, работает гончар. Из бесформенного комка глины под умелыми движениями его рук получается сосуд. Изготовленные сосуды до обжига в печи сушатся на солнце. Затем они поступают в руки мастеров-рисовалыциков. Два таких мастера сидят под навесом. Тонкими острыми палочками и кисточками они наносят рисунки, изображающие сцены из «Илиады» и «Одиссеи», подвиги Геракла, бытовые и другие сцены.
Расписанные изделия ставятся в хорошо вытопленную дровами гончарную печь, которая видна в глубине двора, около каменной ограды. На картине изображен момент выгрузки обожженных изделий из печи. Надсмотрщик бьет неосторожного раба, уронившего сосуд.
Под навесом стоит хозяин мастерской и покупатель в темнокрасном плаще. Происходит продажа сосудов. Сделка уже состоялась, покупатель расплачивается, а рабы уносят из мастерской купленные сосуды.
Но остались изделия и для других покупателей. Они стоят рядами на полке под навесом.
За каменной оградой виднеется дымящаяся гончарная печь соседней мастерской. Вдали, на фоне гор, белеют храмы афинского Акрополя.
В настоящее время художественные произведения греческих гончаров хранятся в музеях и знакомят нас с высоким мастерством их создателей».
Воссозданная картина знакомит учащихся с одной из типичных сцен трудовой деятельности древних греков. Вместе с тем она помогает понять социальные отношения, существовавшие в афинском рабовладельческом обществе, конкретизирует понятия «раб», «свободный афинянин», «демос», «рабовладелец».
Эмоциональный рассказ учителя вызывает у детей сострадание к рабам, которых рабовладельцы заставляли безвозмездно трудиться в тяжелых условиях и жестоко наказывали за малейшие провинности. Горячее сочувствие к угнетенным создает основу для выработки классовых взглядов и убеждений школьников.
Рисунки на греческих вазах, созданных трудом рабов и свободных афинских тружеников, формируют чувство прекрасного. Это содействует эстетическому воспитанию учащихся.
Воссоздаваемые учителем типичные образы прошлого передают наиболее общие, многократно повторяющиеся черты исторических явлений. О них можно сказать: так могло быть и бывало в истории. В обрисовке этих образов допустимы элементы творческой фантазии. Однако фантазия не должна выходить за рамки реального.
В отличие от типичных, образы единичных фактов отражают одноактные, единственные в истории, неповторимые события. И поэтому они должны быть предельно точными, лишенными творческого вымысла. Лучше всего их передают исторические документы, составленные очевидцами.