Усвоение хронологии

Усвоение хронологииОднако указанная работа еще не обеспечивает сознательного усвоения хронологии. При увеличении количества дат у учащихся неизбежно возникает <гХронологическая путаница». Восстанавливая в памяти заученные ряды цифр, а не эпоху или историческую обстановку, с которыми связаны датируемые события, ученики нередко ошибаются на столетия. При этом они не замечают, как передвигают факты из одного века в другой. На уроках от учащихся можно услышать, что Соборное уложение, окончательно закрепостившее крестьян, было принято в 1549 г. или даже в 1449 г., а не в 1649 г.; что отмена крепостного права в России произошла не в 1861 г., а в 1761 г. ит. п.

Методической наукой доказано, что для преодоления этого недостатка изучение хронологии не должно сводиться к механическому запоминанию дат-одиночек. Необходимо, чтобы оно было подчинено объяснению последовательности и причинности событий и явлений, их научной периодизации и объективной закономерности. Для этого используются приемы: составление хронологических комплексов, заполнение хронологических таблиц и календарей событий, последующая работа с ними; создание представлений о веках, частях века и периодах. В сочетании с этими приемами применяются методические средства: линии и ленты времени, хронологические и синхронистические таблицы, календари событий.

Прием составления хронологических комплексов представляет собой соединение двух и более взаимосвязанных главных исторических фактов для закрепления в памяти учащихся как самих фактов, так и их дат путем объяснения существующих между ними связей. Для составления хронологических комплексов могут использоваться объективно-исторические и логические связи, объяснение которых создает основу для осмысленного запоминания в комплексе фактов, дат и их связей. Вот два типичных комплекса.

Галерея
7128.jpg 9410.jpg 24713.jpg 41822.jpg
Интересные статьи

Copyright © 2023. All Rights Reserved.

11640978b69f3efa