Историческая эпоха
Если ученики затруднялись что-то добавить к изложенному, учительница предлагала им прочитать соответствующий художественно-исторический рассказ и подготовить пересказ ярких мест прочитанного близко к тексту. При этом она стремилась сочетать ответы с использованием дополнительной литературы с ответами по изложению учителя. Наиболее слабым ученикам давались задания выучить из прочитанных рассказов и книг наиболее красочные описания наизусть.
При обучении сюжетному рассказу, как приему в 4-м классе наиболее трудному, ученики прослушивали и дополняли, уточняли, исправляли ответы друг друга.
Положительный эффект в работе над приемом давало Чтение в классе сюжетно-повествовательных исторических текстов по ролям. Такое чтение как элемент ролевой игры помогало ученикам понять смысл сюжета, содержание и этапы развития сюжетного повествования.
Опыт убедил И. И. Сукневич в том, что Наиболее успешно проходит обучение детей картинному описанию в сочетании с сюжетным повествованием. Например, после картинного описания древнего Киева учительница предлагала подумать, кого можно бы.;о встретить на улицах города, как были одеты эти люди, где могли встретиться, о чем могли говорить. Чтобы разговор действуют.’ ч лиц был содержательным и отвечающим исторической эпохе, обстановке, учащиеся ориентировались и па общественное положение действующих лиц.
Приему аналитического описания И. И. Сукневич обучала четвероклассников При изучении орудий труда, оружия, других материальных предметов, а также производственных процессов. При этом она использовала аппликации, педагогическое рисование, лепку из пластилина и глины, вырезывание из картона. Обучаясь этим приемам в сочетании с аналитическим описанием и без него, дети работали с интересом, быстро овладевая необходимыми умениями.