Средства изложения
Все сказанное о приемах и средствах изложения главных и неглавных исторических фактов служит, на наш взгляд, достаточным подтверждением закономерности и педагогической целесообразности использования перечисленных приемов и средств для достижения целей изучения фактического материала в школьных курсах истории.
Описанные приемы и средства позволяют успешно формировать у школьников близкие к действительности образы главных исторических событий и явлений, образы материальной обстановки и людей — участников исторического процесса. Образно-эмоциональное изучение главных исторических фактов развивает наглядно-образное мышление и воображение, память и речь учеников, эмоции, чувства.
Время, необходимое для обстоятельного изложения главных исторических фактов и достижения перечисленных целей, высвобождается за счет сжатого изучения неглавного. Приемы и средства сжатого изложения позволяют значительно сокращать объем учебной информации на каждом уроке и освобождать учащихся от необходимости запоминать большое количество второстепенных фактов, сосредоточивая усилия на усвоении главного.
В школьных учебниках, особенно для старших классов, в относительно большом объеме содержатся статистические сведения, которые мы тоже относим к неглавному учебному материалу. Нужно ли их излагать учащимся? Вероятно, нужно, но не полностью. Из обилия цифр надо выбирать наиболее важные, а именно те, которые имеют значительную смысловую нагрузку и конкретизируют главные исторические факты. Данный вопрос в каждом конкретном случае решает сам учитель. Нередко такие рекомендации дают поурочные методические пособия.
А должны ли учащиеся запоминать излагаемые учителем в большом количестве содержащиеся в учебнике цифры? Думается, что требовать их запоминания от учащихся не следует, поскольку практического применения они обычно не имеют, к тому же быстро забываются. При необходимости нужные цифры ученики найдут в учебнике или справочной литературе.
Бесспорно одно: Статистический материал в преподавании истории надо использовать так, чтобы он убедительно подчеркивал количественную и качественную стороны изучаемых событий и явлений, помогал ученикам полнее и четче представлять их в образной форме и теоретически основательно осмысливать их сущность, важнейшие причинные и иные связи и отношения. Для этого важно использовать соответствующие приемы изложения.
Рекомендуемые А. А. Вагиным приемы могут быть использованы в средних и особенно в старших классах при изучении в курсах всеобщей и отечественной истории материала по истории классов и классовой борьбы, экономического развития антагонистических обществ, при характеристике буржуазной демократии и т. п.