Итоги сражения
Анализируя итоги сражения, учащиеся обратят внимание на то, что при осуществлении своего замысла Кутузов сумел силами русских «чудо-богатырей» нанести наполеоновской армии смертельную рану, от которой она уже не смогла оправиться. На Бородинском поле французы потеряли убитыми 58,5 тыс. человек, т. е. около четверти всей армии.
Структурный анализ, направленный на выделение главного, выполняет в какой-то мере и задачи функционального анализа. Он подчеркивает, какой учебный материал будет формировать у школьников эмпирические, а какой теоретические знания, какие при этом будут решаться воспитательные задачи.
Собственно функциональный анализ продолжает подготовительную работу, начатую структурным анализом.
Продумывая образовательные возможности основного содержания урока, учитель определяет, в каких формах знания ученики усвоят главные и неглавные факты, теоретические положения. Он решает, что, очевидно, такие факты, как назначение М. И. Кутузова главнокомандующим, место предстоящего сражения, планы сторон в сражении, бой за Семеновские флеши, рейд русской конницы, военный совет в Филях, ученикам важно усвоить в наглядно-образной форме, а часть фактов —в форме эмоциональных образов.
Остальные главные факты и все неглавные факты учащиеся усвоят в сжатой словесной, графической и цифровой форме.
Теоретические сведения сформируют у учащихся необходимые исторические понятия. Некоторые теоретические положения учащиеся усвоят в виде целостных, в том числе нравственных суждений.
Обобщая описанные результаты структурно-функционального анализа, учитель сформулирует первую, Образовательную цель урока . Продолжая функциональный анализ, он уточнит его Воспитательные возможности. Они связаны прежде всего с изучением сражения русских воинов на Бородинском поле и смелым решением Кутузова оставить Москву ради спасения армии и России.
Очевидно, что образно-эмоциональное изучение этих фактов внесет весомый вклад в военно-патриотическое и нравственное воспитание учащихся, будет содействовать воспитанию их личностного отношения к Бородинскому сражению.