Изучение хронологии
Применяемые при изучении неглавных фактов приемы простого сообщения и конспективного повествования разные учителя начинают использовать на практике в разное время. Так, учительница И. И. Сукневнч, опыт которой описан ранее, вводит их в учебную практику в 4-м классе. Сопоставляя эти приемы с приемами изложения главных исторических фактов, она помогает ученикам увидеть сходство и различие, понять суть и назначение тех и других. Последующее использование конспективного повествования и простого сообщения при усвоении и воспроизведении неглавных фактов вырабатывает у учащихся умение применять их в своей деятельности.
Изучение хронологии начинается в 4-м классе. До этого в начальной школе учащиеся получают первые временные представления. Если работа над хронологией поставлена правильно, при изучении рассказов из истории СССР ученики усваивают понятие «век» и умение вести счет лет с I по XX в. н. э.
На первых уроках по истории древнего мира учащиеся знакомятся с понятиями «наша эра» и «до нашей эры», учатся с помощью ленты времени вести счет лет до нашей эры. Умение пользоваться летосчислением до нашей эры закрепляется и развивается путем решения специальных задач «к счету лет в истории». Часть этих задач содержится в учебнике для 5-го класса. Другие имеются в методических пособиях. Важно, чтобы ученики научились решать эти задачи.
В 4—6-х классах некоторые учителя упражнения проводят с помощью «хронологического лото»: учитель показывает ученикам карточки с рисунками изученных фактов, а те в ответ поднимают карточки с обозначениями их дат. И наоборот. Аналогичные действия дети практикуют в общении друг с другом и в самостоятельной домашней работе, если учитель позаботился изготовить с ними необходимый набор карточек.