Южные промышленные центры
Ученики замечают также, что Петербург и южные промышленные центры могли вывозить свою продукцию за границу, поскольку удобно были расположены на берегах морей.
Результаты исследования учащиеся оформляют в виде устных рассуждающих сообщений. Одно из таких сообщений заслушивается и обсуждается в конце урока. В слабом классе вместо этого проводится проверочная беседа.
В дополнение к ответам и сообщениям учитель излагает краткую фактическую справку о развитии капиталистической промышленности в пореформенной России. Эта справка дополняет, уточняет и конкретизирует ученические ответы.
Конечно, такая работа возможна с учащимися, которые с первых лет изучения истории систематически приобретают умение читать историческую карту, как читают книгу. К этому важно стремиться каждому учителю.
При систематическом обучении приемам учебной работы к моменту перехода в старшие классы учащиеся в основном усваивают познавательные умения, предусмотренные новой программой, для 4—7-х, а при изучении хронологии и картографического материала для учащихся 5—10-х классов. Однако разные по обучаемости учадциеся и познавательными умениями овладевают по-разному.
Напомним, что сильные ученики в старших классах могут работать на всех уровнях познавательной деятельности — воспроизводящем, преобразующем, творческо-поисковом. Слабоуспевающие работают преимущественно на уровне воспроизводящей деятельности и лишь иногда участвуют в посильном преобразовании разъясненных теоретических сведений вместе с сильными и среднеуспевающими учениками.