Людской поток
Жизнь бьет ключом на всех этажах и в залах. Но настоящий людской поток в коридоре третьего этажа. Здесь в трех комнатах, где недавно жили классные дамы аристократического Смольного института, лихорадочно работает Военно-революционный комитет… Поминутно хлопают двери. Появляются солдаты с известиями о настроениях в полках. Вбегают и выбегают связные красногвардейцы со спешными поручениями. Со всех сторон требуют разъяснений, указаний. Десятки рук тянутся за мандатами, директивами.
А в самой задней комнате в облаках табачного дыма, под абажуром электрической лампочки несколько человек склонились над картой. Подвойский, худой, обросший бородой, разрабатывает детали плана восстания, гениально намеченного Лениным. Небритый, бледный от бессонных ночей Антонов-Овсеенко.
Сюда в комнату сходятся все нити вооруженного восстания, поступают сведения: такой-то завод выслал столько-то вооруженных рабочих, такой-то полк отказался поддержать Керенского… Непрерывно жужжат полевые телефоны, без умолку трещат пишущие машинки. Это диктуют поручения огромной важности. Их тут же, на ходу подписывают карандашом, и рабочий или матрос уже мчится в темную ночь на окраину города».
В учебной практике нередко возникает необходимость нарисовать словами картину природы, географической среды, в условиях которой происходили изучаемые исторические события и явления. И здесь на помощь приходит прием картинного описания. Сочетаясь с исторической картой, описание оживляет ее символические обозначения, помогает ученикам увидеть природу такой, какой она была в изучаемую эпоху. Так, в начале изучения темы «Арабы в VI—XI вв.» на основе одноименной карты московская учительница, кандидат педагогических наук И. Б. Гиндлин воссоздает словесную картину природы Аравийского полуострова и поясняет особенности жизни средневековых арабов в условиях жаркого засушливого климата.