Усвоение историко-географических образов
Заметим попутно, что полезную роль в усвоении историко-географических образов, в понимании сущности локальных исторических связей и усвоении приемов чтения исторической карты выполняют письменно-графические работы учащихся, в том числе на контурных картах.
Обращая особое внимание на важность понимания учениками роли географической среды в жизни общества, И. Б. Гиндлин каждый раз ставит перед ними однотипное задание: «Какое влияние оказывали природные условия на жизнь и занятия населения? Докажите свой ответ фактами». С этим заданием она обращается к ученикам при изучении с помощью карты нового материала, при закреплении, проверке и повторении картографических знаний и умений.
Благодаря настойчивой систематической работе с картой учащиеся овладевают приемами чтения картографического материала уже к 7-му классу. Одни, преимущественно сильные, усваивают их в 6-м классе, другие позже. Но часть учащихся еще долго работает на воспроизводящем уровне, копируя действия учителя. Поэтому и в старших классах учительница показывает образцы правильной работы с картой, привлекая хорошо успевающих учащихся к самостоятельному чтению содержания карт.
Рассматривая карту, ученики отмечают далее, что в пореформенной России быстро развивалось железнодорожное строительство. Рельсовые пути связывали центры капиталистической промышленности как между собой, так и с земледельческими районами Европейской России. На основе этого ученики делают вывод: железнодорожное строительство ускоряло развитие промышленности, содействовало быстрому сбыту ее продукции на огромной территории России.