Планирование закрепления знаний
Этот тип урока предполагает внимательное планирование закрепления знаний и домашнего задания, поскольку основное содержание темы ученикам необходимо усвоить уже на уроке, а дома обратить внимание на ту часть учебного материала, которая не была закреплена на уроке или из-за своей познавательно-воспитательной значимости требует повторного осмысления.
Закончив составление плана или плана-конспекта изучения нового материала, Учитель вносит в него этап закрепления знаний и умений учащихся. При этом учитывает, что часть вопросов и заданий для закрепления увязывается в плане непосредственно с изучением нового материала и познавательными заданиями, организующими и направляющими учебную работу учащихся. А другая их часть выносится в конец урока, где обычно и проводится закрепление.
По фронтальным ответам учащихся воссоздается относительно полная картина становления декабристского движения, но школьники почти не упоминают имена революционеров. Повторяем два последних вопроса и заостряем внимание восьмиклассников на странной, противоречивой реакции царя на имена «заговорщиков». Класс заметно оживляется, ребята называют имена декабристов, упоминавшиеся на двух предыдущих уроках, и тех, о которых узнали еще при изучении истории Отечественной войны 1812 г. В кратких характеристиках каждого они используют данные обобщенной статистической анкеты и приводят новые оригинальные пояснения. Например: «Александр I мог видеть портреты некоторых будущих декабристов в Военной галерее Зимнего дворца».
Еще более углубляем драматичность ситуации новым вопросом: «Мог ли царь надеяться, что Южное и Северное общества никогда не придут к единой программе, к единому плану действий?»