Творческо-поисковая деятельность
Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения. Владея обобщенными знаниями и приемами, ученики с меньшими затруднениями и с большим образовательно-воспитательным эффектом решают познавательные задания повышенной трудности.
Обучение приемам учебной работы создает условия для вызревания у школьников многих познавательных умений, указанных в учебной программе, с постепенным возрастанием трудности.
Понятие «умение» подчеркивает степень овладения приемами учения. Сначала ученики усваивают знание того или иного приема, затем постепенно приобретают умение самостоятельно пользоваться этим приемом. Основным признаком умения является способность ученика последовательно применять всю совокупность учебных и умственных действий, составляющих прием, при изучении нового, отличающегося от ранее изученного, материала или при решении незнакомых познавательных вопросов и заданий. «Показателем усвоенного приема учебной работы служит его сознательный перенос, т. е. использование приема в решении новых задач».
Умение наступает тогда, когда ученик хорошо овладевает полным набором учебных действий, входящих в состав приема, и научается свободно применять их на новом учебном материале, не задумываясь над их набором и последовательностью. Например, ученикам необходимо использовать сравнительную таблицу для сопоставления двух исторических явлений, каждое из которых учитель описывает и объясняет устно без сравнения. Ранее, обучаясь приему, ученики познакомились со структурой и назначением приема, с последовательностью учебных и умственных действий и неоднократно заполняли таблицу по образцу вслед за учителем.