Образный материал
Не получая из пособий необходимого образного материала и рекомендаций о приемах и средствах его изложения, некоторое, особенно начинающие учителя оказываются не в состоянии при одновременной подготовке нескольких уроков самостоятельно находить и методически обрабатывать образный материал.
Вторая причина заключается в том, что в ходе проверки знаний и умений многие учителя редко побуждают старшеклассников воссоздавать образы прошлого, в том числе образы наиболее важных и эмоционально переживаемых исторических событий, деятельности выдающихся личностей прошлого.
Основное внимание в ходе проверки, как правило, уделяется контролю знаний, прежде всего теоретических. Умения владеть адекватными приемами, тем более приемами образного и образноэмоционального усвоения и воспроизведения важнейших фактов, у старшеклассников проверяются крайне редко, а часто и вовсе не проверяются. Между тем давно известно: как учитель спрашивает, так ученики учат и усваивают.
Ранее были приведены примеры и охарактеризованы приемы устного изложения главных исторических фактов: картинного описания II съезда Советов, Петрограда и Смольного в октябрьские дни 1917 г.; образного повествования о развитии капитализма в текстильной промышленности России; сюжетного повествования с элементами картинного и аналитического описания битвы гарибальдийцев при Калатафими, сюжетного повествования с элемен — тами описания прихода В. И. Ленина в октябрьские дни 1917 г. в штаб революции Смольный и др. Назначение перечисленных примеров состоит в том, чтобы конкретизировать признаки соответствующих приемов и подчеркнуть не только целесообразность, но и необходимость использования их в старших классах.