Образование классов
Так, например, рассказав о возникновении органов управления первых государств, учитель делает вывод: «В IV тыс. до н. э. в Египте возникли государства: установилась царская власть, располагавшая войсками, стражниками, надсмотрщиками, тюрьмами.
Государство было той силой, с помощью которой рабовладельцы удерживали свое господство над эксплуатируемыми рабами и крестьянами».
Ученики запоминают это обобщение. Но оно остается для них абстрактным, поскольку не опирается на конкретные сведения. Впереди предстоит большая и длительная работа по наполнению абстрактного определения" фактическим содержанием.
На уроке «Образование классов и государств в Южном Междуречье» объяснение фактов о первых на этой территории государствах и появлении во II тыс. до и. э. наиболее могущественного Вавилонского царства учитель снова заканчивает обобщающей характеристикой: «Вавилонское государство, как и государство Египетское, было той силой, с помощью которой рабовладельцы удерживали свое господство над рабами и бедняками. Оно было государством рабовладельцев — рабовладельческим государством».
Благодаря повторному обобщению сущности исторических фактов абстрактное понятие о рабовладельческом государстве становится более конкретным. Одновременно ученики еще раз знакомятся с индуктивным путем изучения истории государства. Но уже на этом и последующих этапах работы над понятием «государство» учитель предлагает ученикам назвать факты, которые доказывают, что государство действительно было силой, с помощью которой рабовладельцы удерживали свое господство над рабами и бедняками.