Подготовительная работа
Вся перечисленная подготовительная работа по определению и обработке целей и содержания урока выражает Гностическую функцию преподавания истории. Учитель для экономии времени выполняет ее преимущественно в свернутой умственной форме, делая необходимые черновые пометки на полях программы и учебника, в своей рабочей тетради.
В методической да и дидактической литературе эта часть работы описана крайне недостаточно. И, может быть, поэтому некоторые учителя считают ее не очень важной, не требующей много времени. Между тем именно в этой работе на практике допускаются наиболее серьезные упущения и ошибки. Особенно часто учителя нигилистически относятся к определению целей урока, в которых прогнозируются ожидаемые результаты обучения.
Заметим, что теоретический материал, в том числе привлекаемый по внутри — и межпредметным связям для достижения всего комплекса целей обучения, обрабатывается так, чтобы эффективно усваивался учениками разных уровней обучаемости в виде четких исторических понятий, законов, мировоззренческих идей. Важно, чтобы он изучался в органической связи с фактами, вытекал из их анализа, служил средством познания новых фактов.
Поскольку слабые ученики в состоянии хорошо усвоить теоретический материал лишь в готовом, разъясненном виде, а среднеуспевающие, кроме того, и в преобразованном, перестроенном виде, Учитель продумывает, как он будет объяснять этот материал, в том числе скрытый в фактах.
Сильные учащиеся могут усвоить теоретическое содержание учебного материала не только на уровне слабых и среднеуспевающих, но и на более высоком поисковом уровне познавательной деятельности. Поэтому для них Можно готовить изложение теоретических сведений в скрытой форме, сопровождая его вопросами и заданиями поискового характера, либо рекомендовать ученикам для работы такие источники знания, из которых они вынуждены извлекать теорию путем самостоятельного анализа исторических фактов и их связей.