Работа новгородской учительницы
Приведем пример, взятый из опыта работы новгородской учительницы Л. Н. Семеновой на первом уроке по теме «Зарождение капиталистических отношений в Англии». Знакомя учащихся с мануфактурным производством, учительница дает картинное описание труда на крупной централизованной мануфактуре. Затем она чертит на доске форму сравнительно-обобщающей таблицы и говорит: «Чтобы лучше понять существенные признаки мануфактурного производства, их следует сравнить с аналогичными признаками средневекового ремесла. В ходе сравнения надо назвать признаки, которые в основном совпадают, и признаки, которые отличают мануфактурное производство от средневекового ремесла. Такое сравнение поможет нам осуществить прием составления сравнительно-обобщающей таблицы.
С появлением крупных мануфактур постепенно формировались два новых общественных класса — эксплуатируемые наемные рабочие и буржуазия. В состав буржуазии, кроме владельцев мануфактур, входили купцы, ростовщики».
Табличные записи и обобщающий вывод не только помогают усвоить первоначальное понятие «капиталистическая мануфактура», но и продолжить работу над этим понятием на последующих уроках.
Учительница Л. Н. Семенова пользуется и другими видами текстовых таблиц. Чтобы конкретизировать абстрактные определения понятий, она приучает учащихся умению составлять кон-кретизирующие таблицы. В них обычно 2 графы. В 1-ую графу вписываются признаки понятия, а во 2-ую — факты, конкретизирующие каждый признак. Методика обучения этому приему в основном совпадает с методикой, описанной выше, и тоже базируется на умении учащихся составлять планы-перечисления и развернутые тезисные планы.
Методика работы с конкретизирующими таблицами проще методики составления сравнительно-обобщающих таблиц. Поэтому учителя знакомят с ней учащихся раньше, чем с правилами составления сравнительно-обобщающих таблиц. Приведем пример несложной конкретизирующей таблицы, составленной в 6-м классе учениками Л. Н. Семеновой.
В упрощенном виде некоторые учителя используют аналогичную памятку уже в 4-м классе. В полном объеме она применяется обычно с 7-го класса.
Интересный опыт обучения учащихся приему составления образной характеристики с помощью памятки накопили уфимский учитель, кандидат педагогических наук В. М. Антонов и московская учительница Г. В. Комарова.