Прием образной характеристики
Для изложения первого главного факта учитель избирает прием образной характеристики. Это позволит ему воссоздать внешний образ военачальника, сообщить его основные биографические сведения и охарактеризовать полководческие качества. Закрепляя знания и умения, он удовлетворится воспроизводящими ответами слабо подготовленных учеников. Сильных школьников он попросит, используя факты данного и предшествующих уроков, а также почерпнутые из внеурочных источников, доказать, что М. И. Кутузов был выдающимся полководцем. При закреплении знаний учитель спросит: «Почему вопреки желанию императора Александра I после Смоленского сражения главнокомандующим русской армией был назначен М. И. Кутузов? Ответ аргументируйте известными вам фактами» . «Назовите характерные признаки Кутузова как выдающегося полководца» .
Второй главный факт учитель излагает, используя карту «Отечественная война 1812 года» и меловую картосхему «Бородинская битва 1812 г.»—копию схемы из учебника, приемами картинного и аналитического описания с элементами объяснения. Эти приемы и средства позволяют воссоздать целостный облик Бородинского поля, подчеркнуть те характерные детали, которые делали его выгодной военной позицией для оборонительного сражения. Учащиеся, рассматривая карту и картосхему, пытаются понять причины, побудившие М. И. Кутузова избрать Бородинское поле для боя.
Для изложения третьего факта в сочетании с упомянутой картосхемой учитель использует образное повествование и объяснение либо повествование и эвристическую беседу. С помощью этих приемов он «проигрывает» с учениками возможные варианты хода сражения, соответствующие замыслам полководцев.
Перед изложением второго и третьего фактов учитель предлагает ученикам задание: «Мысленно представьте и запомните в реальных очертаниях образ Бородинского поля и планируемые с учетом его особенностей военные действия наступающей и обороняющейся армий». Он также ставит дополнительный вопрос: «Почему М. И. Кутузов сказал, что позиция на Бородинском поле — „одна из наилучших, которую только на плоских местах найти можно”?» .
При закреплении знаний и умений учитель проверяет, как учащиеся справились с дополнительным вопросом. Слушая ответ, он требует аргументировать его, подчеркивая с помощью картосхемы особенности Бородинского поля. Если дополнительный вопрос оказывается трудным, учитель разбирает его по частям в повторительной беседе.
Закрепляя знания, учитель обязательно узнает, как учащиеся поняли сущность замыслов Наполеона и Кутузова.