Самодельные контурные карты
Особо следует остановиться на характеристике самодельных контурных карт, так как школьным опытом доказано их весьма положительное образовательное и развивающее значение.
Один тип этих карт А. И. Стражев образно называл «черной картой», поскольку ее физико-географическую основу учителя обычно изображают белой или голубой краской на черном линолеуме.
Изучаемые исторические события и явления на такой карте обозначаются при изложении учебного материала цветными мелками, а затем стираются. Появляясь синхронно устному изложению, меловые картографические изображения городов, территорий государств, районов восстаний, мест залегания полезных ископаемых, расположения промышленных центров и т. п. воспринимаются и запоминаются учениками лучше, основательнее, чем аналогичный картографический материал, статично изображенный на печатной исторической карте. Причем эффект усвоения меловых изображений на «черной карте» заметно повышается, если ученики вслед за учителем наносят их на свои контурные карты.
Кроме «черных», на уроках желательно применять меловые контурные карты, которые схематично изображаются на доске белым мелом и бегло заполняются цветными мелками по ходу изложения учебного материала.
Методику применения таких карт вслед за В. С. Мурзаевым разработал Д. Н. Никифоров, который сам в школьной практике мастерски пользовался рисованными блицкартами. Он писал, что полезно прислушаться к рекомендации В. С. Мурзаева, который советует для лучшего запоминания географического контура уподобить его какой-либо простой форме. Например, Апеннинский полуостров легко уподобляется сапогу. Сицилия — треугольнику, Средиземное море — крокодилу, Пиренейский полуостров — профилю головы в капюшоне и т. д.