Педагогическое рисование
Технику педагогического рисования применительно к курсам истории древнего мира и средних веков разработал еще в 30— 40-х гг. Д. Н. Никифоров. Позднее он распространил ее на изучение отечественной и новой истории.
Работая над техникой рисования, Д. Н. Никифоров первым в советской методике создал серии рисованных аппликаций по истории древнего мира и средних веков и дал определение этому виду пособия: «Под аппликациями в методике преподавания истории обычно понимают рисунки, напечатанные на бумаге или рисованные от руки, вырезанные по контуру, которые сопровождают схематический меловой чертеж учителя на классной доске. По существу, аппликации заменяют рисунок учителя, который не умеет достаточно грамотно рисовать и ограничивается чертежом, схемой… Аппликации, как и рисование на доске, рассчитаны на динамику, на показ процесса».
Ценность аппликаций заключается в том, что они, подобно изображениям на транспарантах кодоскопа, подвижны, взаимозаменяемы. С их помощью можно воссоздавать самые различные процессы: прослеживать развитие военных сражений, этапы изготовления промышленных изделий на капиталистической мануфактуре или фабрике, сезонную последовательность земледельческих работ и т. п.
Как видим, наглядных средств, обеспечивающих воспроизведение главных исторических фактов в динамичной образной форме, много. Одни из них выполняют эту задачу более, а другие менее успешно. Но ни одно из названных средств не дает положительных результатов без устного слова.
Устное изложение восполняет ограниченные возможности на— Глядных средств. Не случайно Н. И. Пирогов заметил: «…слово еще может заменить наглядность, но одна наглядность никогда не заменит слово».