Революционные мероприятия
Революционные мероприятия подготовили условия для подавления в стране контрреволюционного мятежа и изгнания интервентов из пределов Франции».
Ученики сравнивают развернутый вывод с обобщающей характеристикой, отмечают, что характеристика только перечисляет существенные признаки и каждое ее положение требует конкретизации фактами. В выводе же большая часть этих фактов названа.
Описанная форма работы представляет собой один из вариантов преобразующей деятельности учащихся. Е. И. Пометун применяет его в 8-м классе сравнительно часто. В результате учащиеся усваивают умение составлять по содержанию урока теоретические выводы и самостоятельно формулировать обобщающие характеристики. Это помогает им основательно усваивать сущность изучаемого исторического материала.
Формулируя обобщающие характеристики, учащиеся продвигаются индуктивным путем от изучения фактов к осмыслению их сущности и далее к кратко’му перечислению во взаимосвязи наиболее важных, существенных признаков в обобщающей характеристике.
Это очень ценный прием, но в своей педагогической практике Е. И. Пометун им не ограничивается. В сочетании с ним она учит учеников Умению применять обобщающие характеристики для анализа новых исторических фактов, аналогичных тем, из которых выведена каждая характеристика.
В порядке закрепления знаний и умений учащиеся зачитывают и обсуждают два-три варианта табличных записей, внося в них необходимые исправления и дополнения.
В сильном классе факты, связанные с началом промышленного переворота, учительница излагает без объяснения, проблемно. Перед изложением она дает ученикам задание: «Прослушайте мое сообщение и путем анализа его определите, какой знакомый вам процесс происходил в русской капиталистической промышленности начиная с 30—40-х гг. XIX в. Докажите правильность своего определения фактами».