Силуэты солдат и пушек
Четвертый главный факт учитель излагает приемом краткого эмоционального сообщения. При этом повторяет с учениками знакомые им признаки справедливых и несправедливых войн.
Изложению пятого, наиболее важного факта учитель уделяет особое внимание. Используя меловую картосхему и цветные аппликации, изображающие силуэты солдат и пушек обеих сражающихся армий, стрелками показывая направления их передвижений, он воссоздает приемом сюжетного повествования основные драматические эпизоды боя. Для усиления эмоциональности изложения зачитывает яркие места из научно-популярных книг.
Шестой главный факт учитель излагает кратко. Проводит аналогию между событиями на Семеновских флешах и Курганной батарее, подчеркивая общий накал Бородинского сражения и проявленный в нем героизм русских воинов. В этот момент урока может быть прочитана краткая выдержка из знаменитого стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» . Ее эмоционально прочитает или продекламирует вызванный ученик. Это усилит эмоциональность восприятия и усвоения факта.
Седьмой главный факт учитель обозначает на меловой картосхеме стрелками и кратко его поясняет. Ученики соотносят сделанное обозначение с соответствующим изображением на картосхеме учебника, что помогает им запомнить факт и его значение в ходе сражения.
Перейдя к восьмому главному факту, учитель описывает, как Наполеон осмотрел Бородинское поле после сражения, сообщает сведения о потерях французов и русских. Затем переходит к беседе, в которой помогает ученикам самостоятельно определить, чем закончилось Бородинское сражение, доказать, что Наполеону не удалось одержать желанную победу.
Девятый главный факт учитель излагает, используя одноименную картину А. Д. Кившенко и пояснительный текст к ней, приемом картинного описания. Воссоздав исторический образ, он проводит беседу, помогая учащимся самостоятельно объяснить нравственную сторону решения М. И. Кутузова не давать нового сражения перед Москвой.