Умственная деятельность
Перенос несложных приемов во внутреннюю умственную деятельность помогает ученикам легче усваивать аналогичные более сложные письменно-графические приемы. Оперируя сложными приемами, часть умственных действий ученики выполняют во внутренней свернутой форме, чем облегчают и значительно ускоряют письменную и графическую работу.
Так, чтобы составить письменные тезисы, ученики сначала в уме анализируют учебный материал, выделяют и соотносят между собой компоненты смыслового исторического плана. Составленный в уме план помогает ученикам быстро и четко сделать тезисные записи.
Изучая с учащимися историю древнего мира и средних веков, учитель неоднократно использует логические схемы. При этом он учит школьников сначала воспроизведению, затем разбору и коллективному составлению этих схем. В результате учащиеся усваивают закономерности возникновения антагонистических классов рабовладельческого и феодального обществ, образования рабовладельческого и феодального государств. Одновременно они овладевают умением осмысливать изучаемые закономерные связи с помощью однотипных логических схем.
В 7-м классе после изучения тем «Рождение феодального строя у славян», «Киевская Русь в IX—X вв.» учитель подводит учеников к обобщению теоретических знаний по истории возникновения первых антагонистических классов и государств, стремясь при этом завершить формирование обобщенного умения пользоваться соответствующей схемой.
Путем эвристической беседы учащиеся под руководством учителя формулируют и записывают исходное звено логической схемы, затем самостоятельно продумывают 1-й ряд причинно-следственных связей. После проверочной беседы, уточняющей результаты умственной работы, ученики продумывают 2-й ряд причинно-следственных связей. Спроектированные в уме обе линии причинно — следственных связей они монтируют графически. Тем же путем — сначала в уме, затем графически — ученики отрабатывают заключительные звенья схемы.
Обучение школьников приемам учения непрерывно усложняется. Это диктуется рядом обстоятельств. Главное заключается в том, что только при условии постоянного повышения трудности учебной работы происходит эффективное развитие умственных умений и способностей учащихся.
В ходе творческо-поисковой деятельности учащиеся самостоятельно отбирают необходимые приемы, перестраивают их, дополняют новыми, ранее неизвестными. В сочетании с письменными и графическими приемами они используют разнообразные приемы внутренней умственной деятельности.