Учебные кинофильмы
К сожалению, учебные кинофильмы и телепередачи обеспечивают изучение относительно небольшого количества динамичных исторических фактов. Чем восполнить этот дефицит? Какие еще наглядные средства в состоянии воссоздавать прошлое в развитии?
В какой-то мере эту функцию могут выполнять серии собьпий — ных диафильмов и диапозитивов, кадры которых, сменяя друг друга, воспроизводят исторический процесс, знакомят учащихся с динамикой важнейших исторических фактов.
Школьная практика доказала, что В подростковых классах особым вниманием и интересом учащихся пользуются сюжетные, событийные диафильмы. Они эмоциональны, сделаны, как правило, в хорошем цветном исполнении, имеют выразительные надписи, позволяющие в сочетании со зрительным рядом воссоздавать захватывающие сюжеты из истории далеких эпох. Некоторые из этих фильмов имеют вымышленную, но типичную фабулу. Другие отражают реальные исторические факты. Но и те и другие представляют собой ценные средства обучения.
Перечень учебных диафильмов и диапозитивов содержится в учебной программе. Выбрать необходимые пособия помогает уже упоминавшаяся книга «Кабинет истории и обществоведения в средней школе».
В последние годы для воспроизведения динамики исторических событий и явлений все чаще используются чертежи и рисунки, проецируемые на экран с помощью кодоскопа. Это связано с тем, что улучшилось качество выпускаемых кодоскопов и начато централизованное производство необходимых транспарантов. Созданы, например, транспаранты по изучению истории Великой Отечественной войны: «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом», «Битва на Курской дуге». Они изготовлены на картографической основе и с успехом заменяют меловые схемы.
Транспаранты с картографической основой воссоздают динамику исторического действия схематично. В этом их существенный недостаток. Поэтому Создаются транспаранты, имеющие в своей основе рисунки. Таким является, например, набор пленок на тему «Происхождение средневековых городов». Накладывая друг на друга подобные пленки, учитель имеет возможность показать основные этапы развития типичных исторических явлений в наглядной изобразительной форме.
Фонд фабричных транспарантов пока еще невелик. Поэтому некоторые учителя изготовляют их сами, переводя на пленки схемы, чертежи, рисунки, содержащиеся в методических пособиях по наглядному обучению, в учебниках истории. Выполнять эту работу им помогают изготовляемые учениками пантографы.
Динамику исторического действия успешно передают меловые педагогические рисунки, схемы и аппликации.