Умения познавательной деятельности
Приведенные примеры поисковой и преобразующей деятельности связаны с использованием учителем в разных сочетаниях приемов объяснения и обобщающей характеристики. Однако в школьной практике поисковые задания, а также вопросы и задания на преобразование изучаемого материала нередко сочетаются с образным и образно-эмоциональным изложением исторических фактов. Интересный пример такой работы приведен Н. Г. Дайри.
При условии систематического обучения приемам познавательной деятельности начиная с 4-го класса старшеклассники могут при изучении теоретического материала работать на уровне преобразующей деятельности, а наиболее подготовленные и на творческо-поисковом уровне. Вместе с тем в старших классах продолжается обучение приемам и умениям познавательной деятельности.
При показе приемов учения старшеклассников был использован опыт работы разных учителей. Эти конкретные примеры иллюстрируют описанную в книге единую целостную систему организации учебной работы учащихся как одну из возможных. В примерах много особенного и вместе с тем общего, что характеризует современный передовой учительский опыт в целом.
Учителю, не обладающему таким опытом, примеры помогут усовершенствовать применяемую им методику организации познавательной деятельности старшеклассников и на основе этого повысить качество обучения истории.
Наблюдая школьную практику, анализируя свою работу, изучая методическую литературу, И. Т. Василенко убедилась в том, что Наибольшие трудности старшеклассники встречают при анализе ленинских произведений. Им трудно, читая ленинский текст, выделять ведущие идеи, устанавливать взаимосвязи между ними. Каждое высказанное В. И. Лениным положение им кажется в одинаковой степени важным. И они пытаются запомнить эти положения без дифференциации по содержанию, по характеру связей, по степени значимости.