Исполнение меловых пособий
Исполнение меловых пособий требует определенных графических умений. Однако их преимущества неоспоримы. Меловой чертеж появляется на доске по мере устного повествования, в органическом с ним единстве. Это позволяет наглядно воссоздавать динамику излагаемых событий, прослеживать этапы их развития и доходчиво объяснять ученикам их сущность.
Особым видом картографических средств являются мультипликационные карты, картосхемы и локальные планы, представляющие собой элементы зрительного ряда учебных кинофильмов и демонстрируемые в единстве с их дикторским текстом. Положительной стороной мульткарт является их высокая динамичность, органическая связь со зрительной информацией и поясняющим словом диктора. Они последовательно локализуют зрительно воссоздаваемые события и явления, которые поясняет диктор. По своей динамичности эти наглядные средства значительно превосходят меловые пособия и транспаранты кодоскопа, но они имеют и недостаток. Так как изображение постоянно меняется, это не дает возможности запомнить последовательность локализуемых событий, понять их связь с географической средой. Поэтому параллельно с Мульткартами и мультпланами приходитсядемонстрировать карты, картосхемы и локальные планы, изображенные на диапозитивах, на кадрах учебных диафильмов или транспарантах кодоскопов, или печатные исторические карты, схемы, планы. Это усложняет процесс обучения и связано с дополнительной тратой времени. Однако положительные свойства мульт — карт заставляют иногда пренебрегать указанными неудобствами.
В работе учителя истории должно быть правилом: ни одного урока без карты и других картографических средств.