Историческая карта
Обучение умению работать с исторической картой начинается в 4-м классе. На одном из первых уроков учащиеся знакомятся с графическим языком исторической карты. По заданию учителя они сравнивают в основном знакомую физико-географическую и новую историческую карты. С помощью учителя определяют специфическую «нагрузку» — содержание исторической карты. Знакомятся с условными обозначениями исторической карты, с ее «легендой». На последующих уроках они учатся соотносить изучаемые исторические события и явления с картой, правильно показывать их на разных картах.
Конечно, на первых уроках весь этот комплекс картографических знаний и умений учащиеся усвоить не могут. Происходит лишь общее знакомство с исторической картой. На протяжении учебного года умение понимать историческую карту и применять ее при изучении фактов постепенно развивается. Развитие картографических знаний и умений зависит от организации методически продуманной систематической работы с картой и неукоснительного соблюдения уже в 4-м классе одного из важнейших требований методики — ни одного урока истории без карты.
К сожалению, на практике большинство учащихся в первый год обучения истории не овладевают даже самыми элементарными картографическими умениями. Поэтому на уроках истории древнего мира приходится начинать все сначала, повторять то, что ученики должны были сделать годом раньше, но на более сложном картографическом материале, при изучении сложного исторического курса.
Ценный опыт формирования пространственных представлений и эффективных приемов изучения карты на уроках истории древнего мира накопил Г. И. Годер. Им он делится в своих методических пособиях.
На первых уроках истории древнего мира Г. И. Годер учит учащихся умению определять направление от одной точки на карте до другой, знакомит их с картографическими знаками и формирует умение понимать значение различных знаков.
По заданию учителя учащиеся находят на карте место, где объясняются условные знаки, и отвечают на вопрос, каким знаком обозначена территория изучаемого государства.