Историческое событие
Благодаря элементам описания, изложенный рассказ воссоздает историческое событие с кинематографической точностью. Вот образ места сражения: те крутые террасы, которые предстоит взять гарибальдийцам под кинжальным огнем неприятеля. А вот картина самого сражения. В нее вписан образ Гарибальди и его юных друзей. Ясно просматривается кульминация сражения: осталось преодолеть последний уступ, но дрогнули даже самые стойкие гарибальдийцы; ободряющий голос Гарибальди снимает страх, и остатки «тысячи» делают последний победоносный рывок. Наступает развязка: враг бежит.
Яркое, образно-эмоциональное повествование волнует учеников. Подвиг гарибальдийцев восхищает их, вызывает благородные нравственные чувства. Картина сражения надолго запечатлевается в их памяти.
На основе изложенного можно сказать, что картинное и аналитическое описание, сюжетное и образное повествование, рациональные сочетания этих приемов, использование их с соответствующими средствами обучения отвечают особенностям содержания, образовательным, воспитательным и развивающим функциям главных исторических фактов. Благодаря использованию этих приемов, учителя добиваются, как правило, хорошего знания главных фактов учениками разных школьных возрастов, успешно реализуют заложенные в них образовательно-воспитательные возможности, вносят необходимый вклад в достижение заданных целей обучения истории.
Неглавные факты учитель преподает иначе, чем главные, поскольку в обучении истории они играют вспомогательную роль. Мы уже говорили, что они, как правило, не содержат теоретических сведений и не имеют значительного познавательного, тем более воспитательного значения. Они дополняют, конкретизируют и связывают между собой главные исторические факты, содействуют воссозданию целостной картины закономерного исторического процесса. В этом их основное назначение.