Всестороннее развитие личности
Понятие «всестороннее развитие личности» довольно широкое. Посмотрим, какие стороны личности возможно и необходимо развивать на уроках истории.
В младшем подростковом возрасте внимание имеет недостаточно устойчивый характер. Поэтому каждый урок в 4—6-х классах должен быть эмоционально насыщенным, запоминающимся. Опытные учителя дают школьникам и больший простор для самостоятельной работы с учебным материалом. Благо, что познавательная активность младших подростков очень высока. Хорошо известно, как дружно поднимается лес рук на учительский вопрос. Тянут руки даже те, кто не в состоянии удовлетворительно ответить.
Без развитого творческого воображения и образного исторического мышления учитель не может повысить уровень творческо — поисковой деятельности учащихся, что затрудняет получение устойчиво положительных результатов обучения.
К сожалению, в современной школьной практике развитию исторического воображения уделяется еще мало внимания. Не получая из учебной информации адекватные образы, ученики 4— 6-х классов нередко модернизируют их, наделяя изучаемые исторические факты внешними чертами, типичными для более поздних эпох. А начиная с 7-го класса они из-за недостатка необходимых образных представлений переходят к устойчиво формальному заучиванию словесных исторических формулировок.
Развитие мышления и воображения связано с Развитием Речи учащихся, поскольку в ней словесно материализуются продукты умственной деятельности.
При посещении уроков, особенно в сельских школах, мы нередко встречались с серьезными речевыми погрешностями в изложении учителей. Вслед за учителями эти же речевые ошибки повторяют ученики. Поэтому здесь уместно остановиться на основных требованиях к устному слову учителя и учащихся.