Изучение исторической хронологии
Было рассмотрено значительное количество приемов изучения исторической хронологии. Все они отвечают целям формирования осмысленных исторических знаний, воспитания и развития учащихся, особенностям учебного исторического материала и направлены на повышение качества обучения истории. Основу этих приемов составляет изучение взаимосвязанных хронологических комплексов как необходимой составной части содержания обучения истории.
Излагая исторические факты, учитель не только точно датирует, но и локализует их, т. е. соотносит с определенным местом. Делает он это с помощью исторической карты. «Не помещенное во времени и пространстве историческое событие,— писал А. И. Стражев,— представляется нам пустой абстракцией, лишенной реального содержания, не отражающей исторической действительности».
Подобно хронологии, Локализация исторических событий и явлений содействует правильному пониманию исторического процесса и его закономерностей. Многие события и явления могут быть поняты учениками только на основе их пространственных взаимоотношений, в связи с определенной географической обстановкой. Это касается прежде всего фактов хозяйственной жизни общества, особенно на ранних этапах его становления.
Исход военных сражений в прошлом также нередко определялся особенностями местности, умением полководца выбрать для сражения место, отвечающее его тактическим и стратегическим замыслам. Вспомним Ледовое и Мамаево побоища, другие военные сражения минувших эпох. Даже в Великой Отечественной войне умелое использование особенностей местности приносило неизменный успех и было связано с минимальными потерями в живой силе и технике. Это подтверждают, в частности, бои 1943— 1944 гг. в предгорьях Кавказа и на перевалах Карпатских гор.
Для локализации исторических событий и явлений в учебном процессе и с пол ьзу ют с я различные типы карт. Они различаются своим содержанием или, как говорят картографы, нагрузкой и выполняют присущие каждому типу специфические учебные задачи.