Синхронистические таблицы
В учебной практике важно составлять также синхронистические таблицы, которые подчеркивают взаимосвязь и взаимообусловленность событий и явлений, происходивших примерно в одно и то же время В разных сферах общественной жизни одной страны. Примером может служить таблица, объединяющая события и явления из истории России второй половины XVIII в.
Эту таблицу учительница В. П. Тюрина составляет с учащимися постепенно при изучении темы «Начало разложения феодализма. Развитие капиталистических отношений в России во второй половине XVIII в.» и использует ее на повторительно-обобщающем уроке по теме. Таблица помогает учителю закрепить в памяти учащихся взаимосвязанные между собой и точно датированные главные факты, объяснить противоречия и закономерности одного из сложных и важных периодов истории России. При методически правильной работе с таблицей изложенные в ней факты и их связи содействуют осмысленному запоминанию хронологии, а хронологические даты событий и явлений помогают усвоению важнейших фактов многосторонней общественной жизни страны.
Подобные таблицы целесообразно составлять в процессе преподавания отечественной истории и некоторых вопросов всеобщей истории.
В новой учебной программе, особенно по новой и новейшей истории, шире, чем прежде, используются сопоставительно-страноведческие основы изложения учебного материала.
Изучая тот или иной век, учитель постепенно выстраивает комплекс взаимосвязанных исторических фактов. Так у школьников создается представление о характерных чертах каждого века. Так можно помочь ученикам разобраться в важнейших событиях и явлениях экономической, социальной, политической и культурной жизни века, Лучше понять закономерности общественного развития в рамках данного века.