Педагогическая практика
Многие учителя в своей педагогической практике успешно пользуются меловыми блицкартами. Но более распространенной в школьной практике является заготовка меловых контуров карт на доске с помощью картонных шаблонов, сделанных на основе изношенных и списанных печатных карт. Такие шаблоны просты в обращении. Их важно иметь в историческом кабинете каждой школы.
С помощью шаблона перед уроком мелом на доске дежурные учащиеся по заданию учителя вычерчивают контуры изучаемой страны. По ходу изложения учитель заполняет эту контурную карту так же, как и «черную» или блицкарту.
Любую из перечисленных видов контурных карт учитель использует для закрепления и проверки знаний учащихся. Практические работы на контурных картах прочно закрепляют картографические знания в памяти учеников.
Наряду с историческими картами при изучении социально-экономических явлений, событий классовой борьбы и военных сражений в школьной практике успешно применяются картосхемы и локальные планы.
А. А. Вагин писал: «Схематическая карта военных действий раскрывает перед учащимися именно те существенные, отличительные моменты, без усвоения которых невозможны ни понимание существа событий, ни сознательные выводы о его значении».
Предлагаемое подразделение схематических пособий на картосхемы и локальные планы имеет принципиальное методическое значение, так как позволяет использовать каждое из них в большем соответствии со спецификой учебного исторического материала.
К сожалению, картосхемы и локальные планы в виде крупномасштабных настенных пособий издаются редко. Поэтому желательно применять их в предельно упрощенном меловом исполнении. Образцы меловых картосхем и локальных планов по отечественной и всеобщей истории можно найти в книгах А. А. Вагина, Д. Н. Никифорова и С. Ф. Скляренко.