Кровавое воскресенье
Закреплять изложенные сведения в памяти учеников полностью не обязательно. И студент стремился к тому, чтобы названные им факты вместе с соответствующими обозначениями карты помогли ученикам понять, что после Кровавого воскресенья революционная ситуация переросла в революцию, в России началась первая народная буржуазно-демократическая революция. В такой интерпретации сумму неглавных фактов и статистических сведений ученики усваивают как второй главный факт урока — начало революции.
Конспективное повествование, столь же краткое и лишенное образности, в отличие от простого сообщения передает развитие неглавных исторических событий и явлений во времени и пространстве. Иногда оно применяется как самостоятельный прием изложения, а иногда в сочетании с образным или сюжетным повествованием, другими способами изложения как прием передачи в динамике второстепенных эпизодов главных исторических фактов. Во втором варианте прием применяется, когда в средних и старших классах изучаются любые длительные войны, крупные народные восстания, военные и иные походы.
Фрагментарное включение конспективного повествования в изложение крупных фактов значительно сокращает время на их изучение и дает учителю возможность развернуто, в образной и образно-эмоциональной форме излагать те их детали и эпизоды, которые имеют существенное познавательное и воспитательное значение.
В 7-м классе, воссоздавая картину крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева, учитель с помощью карты конспективно сообщает. «В 1773 г. на реке Яике началось восстание казаков и крестьян, недовольных крепостным строем. Возглавил восстание донской казак Емельян Пугачев. Восставшие двинулись по реке Яику к главному городу Уральского края — Оренбургу. По пути они захватили несколько крепостей, но взять с ходу Оренбург не смогли и приступили к его осаде».