Обусловленные цели
Когда перед школой поставлены социально обусловленные цели, обязательно происходит соответствующая им перестройка содержания школьного обучения. Существенное влияние на формирование содержания оказывают познавательные возможности учащихся разных школьных возрастов.
Содержание отдельных поурочных тем позволяет учителю из всего комплекса целей выбрать только те, которые могут и должны быть реализованы на основе полноценного его изучения. Усвоенное в учебной деятельности содержание постоянно развивает познавательные возможности учащихся.
Таковы важнейшие закономерные связи трех первых, исходных факторов процесса обучения. В совокупности эти факторы — каждый по-своему — определяют деятельность учителя и учащихся. И в этом проявляется закономерная зависимость характера их деятельности от особенностей трех исходных факторов.
Когда общешкольные цели поставлены, ученые, представители частных методик, в том числе методики обучения истории, соотносят их с особенностями содержания своих предметов и формулируют так называемые предметные цели обучения.
Общие предметные цели кратко фиксируются в объяснительных записках учебных программ, а развернуто излагаются в обобщающих методических трудах. Затем они конкретизируются применительно к содержанию отдельных учебных курсов в курсовых методических пособиях.
На современном этапе общие цели школьного обучения истории в главном совпадают с общешкольными целями. К ним относятся: полноценное историческое образование; идейно-политическое, трудовое, экономическое, нравственное, интернациональное и патриотическое, научно-атеистическое, эстетическое, экологическое воспитание учащихся; формирование высокой политической культуры и политического сознания, непримиримого отношения к буржуазной идеологии и морали; умение с четких классовых позиций оценивать общественные явления прошлого и современности, отстаивать идеалы ‘и духовные ценности социалистического общества. Важное место в обучении истории отводится мотивационно-волевому и эмоциональному развитию учеников:
Учителю важно постоянно держать образовательно-воспитательные цели обучения истории в поле своего зрения. Учительский опыт такой работы освещается на страницах журнала «Преподавание истории в школе» и в специальных трудах.