Существенные признаки
Пример формирования развернутого стереотипного плана показывает, что учащиеся усваивают этот прием не сразу, не на одном уроке, а постепенно. Вероятно, сильные ученики овладевают им, как и другими аналогичными приемами, значительно быстрее, чем слабые. Работа над приемом требует от учителя настойчивости и терпения, а главное — систематичности, методической продуманности и целеустремленности.
В перечне действий по заполнению таблицы говорится, что после прочтения или прослушивания учебного материала и выделения объектов сравнения учащиеся находят их существенные признаки, которые записывают в 1-й вертикальной графе таблицы. В целом это напоминает правила составления развернутого тезисного плана. Взятая в отдельности запись в 1-й вертикальной графе представляет собой типичный план-перечисление существенных признаков. Разница заключается лишь в том, что перечислены признаки не одного, а двух сравниваемых объектов. Следующее действие по составлению таблицы — определение конкретного содержания сравниваемых признаков каждого объекта и их запись в таблицу. Поскольку эти записи конкретизируют каждый общий признак объектов, их можно рассматривать как подпункты плана, написанного в 1-й вертикальной графе. При таком соотнесении записей в первых трех вертикальных графах вырисовывается еще один развернутый тезисный план.
Сказанное позволяет утверждать, что Обучение приему заполнения сравнительно-обобщающих таблиц следует проводить, опираясь на умение школьников составлять краткие и развернутые планы. Именно так поступают учителя, усвоившие описанную методику во время обучения на историческом факультете МГПИ им. В. И. Ленина.