Советские воины
В школьной практике учителя чаще «оживляют» карту на уроках в 4—7-х, реже в старших классах, так как внимание к карте в этом возрасте у учеников заметно снижается. Между тем опыт показывает, что подобная работа с картами на уроках в 8—10-х классах может быть очень успешной.
Так, учительница из Якутска Г. И. Самсонова на уроках по новейшей истории обозначает на карте места действий бойцов антифашистского сопротивления в годы второй мировой войны и прикрепляет к карте красные звездочки там, где в рядах этого движения боролись советские воины. Параллельно работе с картой учительница рассказывает о героизме советских воинов-интерна — ционалистов. Урок, построенный таким ббразом, проходит с большим эмоциональным подъемом. Старшеклассники проявляют большой интерес к теме и хорошо запоминают изучаемый материал.
Г. И. Самсонова накопила ценный опыт работы с различными типами исторических карт во всех классах, где изучается история. Часто она применяет на уроках меловые карты, которые «оживляет» с помощью цветных мелков.
Были рассмотрены приемы изложения различных по значимости исторических фактов и способы их локализации во времени и пространстве. Но факты дают лишь основу исторических знаний. От фактов учитель ведет учеников к усвоению теории.
В устном изложении теоретических сведений используются в основном три приема: объяснение, рассуждение, характеристика. Иногда применяется прием доказательства.