Преподавание теоретического материала
В преподавании теоретического материала во многих случаях преобладает изложение готовых, максимально разъясненных исторических знаний. Самостоятельная познавательная деятельность поискового характера в школьную практику внедряется медленно, хотя образовательно-воспитательные преимущества ее давно и убедительно доказаны психологами, дидактами и методистами, а также практикой передовых учителей. Это тоже является одной из причин снижения интереса старшеклассников к изучению истории и качества их исторических знаний со всеми вытекающими из этого последствиями.
Конечно, правильное применение описанных приемов и средств преподавания, особенно конструирование содержания приемов образного изложения главных исторических фактов, составление образных и обобщающих характеристик исторических фактов и личностей, разработка содержания рассуждающего и проблемного изложения учебного материала — все это требует от учителя не только профессиональных умений, которыми важно настойчиво овладевать, но и большого систематического труда. Ведь квалифицированное использование многих эффективных приемов сопряжено с поисками и обработкой дополнительных исторических сведений, которых часто в методических пособиях не хватает. Их приходится постоянно искать и постепенно собирать. Это, конечно, не легко. Но трудности следует настойчиво и упорно преодолевать. Только так можно приобрести педагогическое мастерство и обеспечить устойчиво положительные результаты обучения.
Интересный опыт начальной обработки приемов в 4-м классе накопила московская учительница, кандидат педагогических наук И. И. Сукневич.