Интересные статьи

Чтение исторической карты

Чтение исторической картыВ методике существует такое понятие как «чтение исторической карты». К сожалению, в литературе оно трактуется не всегда правильно. Читать историческую картуЭто значит мысленно видеть за ее условными обозначениями реальные пейзажные картины, занятия людей, другие явления общественной жизни, связанные с особенностями географической среды.

Некоторые учителя начинают учить учащихся чтению карты параллельно с обучением умению ориентированно показывать изучаемые объекты уже с 5-го и даже с 4-го класса. Так, начиная с первых уроков учительница И. И. Сукневич работала с картой природы. Четвероклассники также давали характеристику природы той местности, которую показывали на карте. Так постепенно у них начинало складываться умение читать физико-географические обозначения исторической карты, видеть за ее условными обозначениями пейзажные образы.

Ценный опыт обучения учащихся умению читать историческую карту накопила московская учительница И. Б. Гиндлин. При изучении истории древнего мира, кроме обучения ориентированному показу по карте, она решает две взаимосвязанные задачи: учит учащихся умению с помощью карты усваивать картины природы и понимать влияние географической среды на жизнь и занятия людей.

На уроке «Природа и население Древнего Египта» учительница сначала кратко сообщает общие сведения о географическом положении нильской долины. Затем просит учащихся посмотреть на долину Нила как бы с птичьего полета и с помощью карты, учебной картины «Храмовое хозяйство в Древнем Египте» и из ее рассказа мысленно представить себе общую картину природы Древнего Египта.

Дав ученикам задание, учительница воссоздает образ нильской долины, говорит о климате и растительности, о разливах Нила и удобряемой разливами почве его побережья. Все это она соотносит с условными обозначениями карты, иллюстрирует изобразительными средствами, поясняет, как «читать карту».

Галерея
7128.jpg 9410.jpg 24713.jpg 41822.jpg

Copyright © 2018. All Rights Reserved.

11640978b69f3efa