Школьная практика

Школьная практикаПоскольку закономерности процесса обучения имеют важное значение не только в педагогической теории, но и в школьной практике, выясним, что они представляют собой, в чем их сущность.

Чтобы разобраться в этом вопросе, вспомним, что в философском понимании «закон — это внутренняя связь и взаимообусловленность явлений». Но «не всякая связь явлений и процессов есть закон, закономерность. Для закона характерна именно существенная, устойчивая, повторяющаяся, внутренне присущая явлениям связь и взаимная обусловленность».

Обратимся к процессу обучения и выясним, какие явления в нем и как взаимосвязаны существенными, устойчиво повторяющимися связями, какое влияние оказывают закономерные связи на обучение в целом, на его результаты в особенности.

Основные факторы проявляют себя в учебном процессе не изолированно, а в комплексе, в существенных, устойчиво повторяющихся, т. е. закономерных связях. Покажем это наглядно на логической схеме. Основные контуры схемы автор разработал еще в начале 70-х гг.. На этой основе была выработана единая схема. В значительно урезанном виде схема закономерностей процесса обучения истории была опубликована в учебном пособии для студентов педвузов.

Принимая во внимание, что данное пособие будут читать и начинающие и опытные учителя, считаем необходимым дать полное описание схемы. Это поможет основательно разобраться в сущности процесса обучения истории и в содержании предлагаемой книги, посвященной этому процессу, поискам путей повышения его эффективности.

На схеме основные факторы условно обозначены в виде прямоугольников. Их нумерация соответствует порядковым номерам факторов, названных выше в перечислении. А существенные, устойчиво повторяющиеся связи показаны стрелками, соединяющими факторы-прямоугольники.

Галерея
7128.jpg 9410.jpg 24713.jpg 41822.jpg
Интересные статьи

Copyright © 2023. All Rights Reserved.

11640978b69f3efa