Славянские поселения
После минутной паузы учительница напоминает школьникам, что многие русские города-крепости, в их числе Москва, выросли из укрепленных славянских поселений. Славяне обосновывались преимущественно на высоких холмах при слиянии двух рек, которые служили естественной преградой для врагов. Чтобы представить средневековый Кремль, надо прежде всего точно знать, на какой местности он возник.«Постарайтесь,— обращается учительница к ученикам,— хотя бы на несколько мгновений забыть вид современной Москвы и увидеть реку Москву, текущую в своих естественных берегах, под углом впадающую в нее речушку Неглинную, а между ними высокий холм».
Ученики мысленно воссоздают необходимую картину. Чтобы закрепить ее в памяти учащихся, учительница может предложить двум-трем ученикам, умеющим рисовать, воспроизвести мысленно воссозданный пейзажный образ в виде эскизных рисунков. Ученики рисуют, остальные подают им советы, делают замечания. Затем зарисовки сравниваются, и авторы вносят в них необходимые исправления.
После этого учительница просит внимательно рассмотреть стены и башни Кремля, обратить внимание на красоту и совершенство их очертаний.
Историю сооружения кремлевских стен и башен ученики уже знают. Они знают и то, что декоративные шатровые надстройки над башнями появились в XVII в. Учительница лишь напоминает, что в XVI в. стены Кремля сверху были покрыты двускатными деревянными крышами. Пирамидальные и конические деревянные крыши нависали над кремлевскими башнями, придавая Кремлю суровый вид. Они предохраняли стены и башни от непогоды, а при осаде города защищали московских воинов от выстрелов врага.
Чтобы увидеть прежний вид кремлевских стен и башен, ученики по совету учителя устраняют ладонями вытянутых рук декоративные надстройки и мысленно восстанавливают деревянные крыши. Подсказанный учителем прием и приобретенный ими самими опыт помогают ученикам мысленно воссоздать образ старого Кремля. Авторы рисунков графически изображают прежние стены и башни Кремля. Новые детали их работы, как и предыдущие, обсуждаются учениками и после взаимной сверки уточняются.
Затем учительница проводит беседу, в ходе которой учащиеся «удаляют» с внутренней территории Кремля все здания, построенные после XVI в.